Организация занятий

Информацию об открытии воскресной школы, либо о начале занятий необходимо постараться возможно полно донести до всех желающих обучаться, либо обучать своих детей в воскресной школе, для этого:

- По возможности кратко изложить все основные данные о школе (цели занятий в школе, направления деятельности, организация занятий, о педагогическом составе школы, достижения учащихся школы, проводимые мероприятия).

Данную информацию распространить с помощью СМИ, объявлений в храме, школах, детских садах, на улицах, объявлений после служб в храме. В информационных сообщениях должно быть указано, когда и где можно зачислить детей в школу. Родители должны написать прошение с просьбой о зачислении в школу и с согласием на обучение в предоставляемых школой условиях.

 

Для занятий должны быть в достаточной степени пригодные для этого помещения. Желательно, чтобы учащиеся обучались в специально оборудованных классах (например, в классе для изучения закона Божьего – с настенными иллюстрациями событий Библейской истории, картами, иллюстрациями совершения таинств, в классе рукоделия – швейные машинки, образцы работ учащихся и т.д.). Желательно оборудовать классы мультимедийными средствами (проектор, компьютер, телевизор, видео-аудиомагнитофон).

 

- пожарная безопасность;

- хорошее освещение;

- приемлемая температура, хорошая атмосфера в классе;

- отсутствие мешающих учебному процессу посторонних шумов и действий (например, хождения посторонних людей);

- возможность достаточно удобно разместить всех учащихся;

- возможность каждому учащемуся работать на уроках с книгами, тетрадями, хорошо слышать учителя, хорошо видеть всё, что пишется на доске или показывается учителем.

В крайних случаях при отсутствии специальных помещений занятия можно проводить в храме или других помещениях, используемых под другие нужды (например, в столовой). При этом нужно по возможности полно выполнить приведённые выше условия.

Несоблюдение этих условий может дать негативный результат: при занятиях в неприспособленных условиях (например: духоте, холоде, при отвлекающих факторах) учащиеся могут не только потерять интерес к обучению и отказаться от занятий, но и получить негативное впечатление о воскресной школе и о Церкви в целом.

Если занятия проводятся после литургии, необходимо организовать для учащихся обед.

Перед началом учебного года необходимо провести собрание родителей и детей, обучающихся в школе, на котором руководители школы

  • представляют администрацию и учителей школы;
  • рассказывают об основных направлениях работы школы;
  • знакомят с правилами обучения и поведения в школе;
  • знакомят с условиями, в которых будут проводиться занятия в школе;
  • собирают недостающие сведения о родителях и детях;
  • учителя рассказывают подробнее о своих предметах, программах, по которым будут проводиться занятия, о принадлежностях, необходимых для занятий.
  • 

 

Организация учебного процесса

 

  • Занятия в воскресной школе должны оставлять у ребенка светлое, радостное впечатление. Он должен почувствовать, что приход – это место, где его любят и ждут.
  • Количество детей в группе не должно быть большим, по возможности, 10-12 человек.
  • Учащиеся должны быть распределены по возрастным группам:
  • 1 группа – дошкольники               4-5 лет;
  • 2 группа – младшие                       6-8 лет;
  • 3 группа – младшие                     9-11 лет;     
  • 4 группа – средние                     12-14 лет;     
  • 5 группа – старшие                    15-17 лет;     
  • 6 группа – юноши и девушки   18-20 лет. 

       При недостаточном количестве учащихся в классах 2 и 3, 5 и 6 группы можно объединять. 4 группу из-за особенностей возраста объединять с другими группами нежелательно.

  • Преподаватели должны иметь программы занятий, рассчитанные на долгосрочную перспективу. Программы могут быть взяты из предложенных методическим кабинетом, либо по другим, в том числе и авторским. Основные принципы построения программ приведены в приложении ниже. Авторские программы должны иметь положительную рекомендацию отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, либо экспертного совета методического кабинета Московской Епархии.
  • Желательно, чтобы программы, по которым ведется преподавание в школе, были между собой взаимосвязаны (межпредметные связи), например, при изучении жития преподобного Сергия Радонежского на уроке рисования детям дается задание изобразить основанную преподобным Сергием Троице-Сергиеву Лавру.
  • В школе должен быть человек, который занимается расписанием занятий (завуч). Занятия должны проводиться в удобные для учащихся дни. В большинстве случаев наиболее удобное время – воскресный день после литургии и обеда.
  • Количество уроков не должно быть более 3-4 в день. Длительность урока для старших групп – не более 40 минут, для младших, по возможности, меньше. Для 1 группы занятия не должны превышать 20-30 минут.
  • Начинать и заканчивать учебный год желательно мероприятиями (первый, последний звонок), создающими атмосферу праздника в школе.

Оценка знаний учащихся

         По этому поводу существуют разные мнения. Некоторые считают, что для предмета, ставящего целью духовно-нравственное воспитание, оценивание знаний учащихся может сыграть негативную роль. Другие считают, что в данном случае система оценивания не должна отличаться от обычной. Одну и другую точку зрения можно понять. Действительно, можно ли ставить низкую оценку ученику, если он забыл главную заповедь о любви? С другой стороны, как показывает опыт, дети сами хотят, чтобы их труд был оценен, да и оценивание, как правило, стимулирует учебный процесс.

         У нас в России есть многолетний опыт преподавания духовных дисциплин в школах, до революции это был Закон Божий. Приобщимся к этому опыту:

        «Ты преподаешь детям Закон Божий… Больше всего берегись делать из Евангелия учебную книгу: это грех. Это значит – в ребенке обесценивать для человека книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством целой жизни. Страшно должно быть для совести разбирать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступить с речами о евангельских словах к детям и вызвать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но, когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифирные отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятые ребенком, вызывая волнение и слезы, – грех принимают себе на душу экзаменаторы – и можно сказать о них: не ведают, что творят с душою ребенка.

         Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, – как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы в предмете, называемом Законом Божиим. Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания. Результаты такой постановки учения – поистине чудовищные. Я видал учебники, в которых по пунктам обозначено, что требуется для спасения души человека – и экзаменатор сбавляет цифру балла тому, кто не может припомнить всех пунктов… Где тут разум? Где нравственность? Где, наконец, – и, прежде всего, – вера, о которой мы лицемерно заботимся?» (Обер-прокурор Священного Синода К. Победоносцев).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский преподавал много лет в реальном училище Закон Божий. Он спрашивал только тех, кто хотел отвечать. Тех, кто отвечать не хотел, он никогда не принуждал и не стыдил. Ставил только четверки и пятерки.

Какой смысл такой системы?

         Главное – вложить в душу ребенка любовь, и с помощью этой системы оценивания, очевидно, реализовать эту задачу можно наиболее эффективно.

         Таким образом, система оценивания, очевидно должна быть применена, но целью ее должно быть не столько оценка знаний, сколько возжигание любви в сердцах детей и стимуляция дальнейшего познания.

 

Протоиерей Виктор Дорофеев