В помощь учителю, воспитателю, катехизатору

Духовные основы русской культуры.

Наглядно-методический комплект материалов

 (цикл бесед с мультимедийным сопровождением)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

В издании представлен комплексный опыт использования информационных компьютерных технологий в практической работе по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи. В настоящее время данная разработка применяется автором во время тематических бесед в школах, детских садах, библиотеках, профессиональных училищах, других аудиториях. Беседы носят культурологический характер, что дает возможность перевести богословские понятия на язык светского человека и изложить основы православного учения в доступной для современного школьника форме. Каждая из таких бесед сопровождается мультимедийным циклом слайдов, иллюстрирующих:

  • шедевры мировой художественной культуры (живопись, скульптура, архитектура, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство);
  • лучшие образцы русской и византийской иконописи;
  • артефакты, памятники, реконструкции, отображающие события ветхозаветной, евангельской, общей и русской истории;
  • фотографии окружающего мира и природных явлений.

Современные технологии позволяют (при использовании небольшого переносного набора оборудования: ноутбук, мультимедийный проектор, экран) проводить «мультимедийную» беседу как в школьном классе, так и в большом зале клуба или дворца культуры. Для трансляции на малую аудиторию применяется монитор компьютера, для большой группы – большой экран. В аудиосопровождении презентаций использованы шедевры мировой и русской инструментальной и хоровой классики, что усиливает эффект эмоционального воздействия и способствует более успешному усвоению материала. Решению воспитательных задач помогают и  включенные в беседу видеофрагменты.

Применение компьютерных технологий позволяет выстроить беседу и подобрать изобразительный и звуковой материал с учётом конкретной аудитории: городская гимназия или сельская школа, небольшой класс или заполненный актовый зал, школьное собрание или педагогическая конференция. Каждая тематическая встреча превращается в проект, который при необходимости может быть развернут на несколько занятий с более тщательной детализацией и проработкой отдельных положений, выбираемых каждым преподавателем по своему усмотрению, с учётом специфики конкретного образовательного пространства.

Использование для составления презентаций программного формата .ppt предоставляет неограниченные возможности по варьированию сюжетов. Вместе с тем, состав изобразительного материала, собранный в базе данных с учётом духовно-нравственного направления, соответствующего системе традиционных российских и классических мировых культурных ценностей, позволяет выдержать единый концептуальный и эстетический стиль законченных композиций иллюстрированного сопровождения бесед.

Методика подбора видеоряда и его звукового сопровождения на основе выдающихся образцов мировой художественной и музыкальной культуры позволяет решить несколько задач.

  • Приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, так как просмотренные и прокомментированные слайды, а также встроенное звуковое сопровождение становятся «узнаваемыми» в дальнейшем процессе культурологической социализации личности.
  • Воспитание у школьников исторического подхода к явлениям культуры, так как педагогический комментарий к показу слайдов имеет обязательный исторический контекст.
  •  Привлечение внимания учащихся к определённым нравственно-воспитательным понятиям путём подбора изобразительного ряда в каждой конкретной беседе не по признаку внешней классификации (авторство, художественная школа, историческая эпоха и т.п.), а преимущественно, в контексте соподчинённости материала заложенным целям и задачам.
  • Более глубокое усвоение нравственных ценностей на фоне запоминающегося зрительного ряда (по принципу «Лучше один раз увидеть») с активизацией ассоциативного мышления, что становится особенно актуальным при почти полном отсутствии нравственных ориентиров и образов в современной молодёжной субкультуре.
  • Закрепление пройденного материала путём выборочного возврата к ранее просмотренным слайдам через простое использование функций компьютерной программы.

Кроме того, компьютерные эффекты «панорамирования» и «масштабирования» позволяют задержать на экране и детально рассмотреть выбранные кадры, что способствует более глубокому усвоению информации.

Презентации могут быть переведены в видеоформат для просмотра на телеэкране. Однако эта мера является нежелательной, к ней нельзя прибегать регулярно. Ее существенный недостаток состоит в устранении из образовательного процесса самой личности педагога и в превращении урока в киносеанс, что противоречит обозначенной концепции использования мультимедиа в духовно-нравственном воспитании как вспомогательного средства при непосредственном общении «от сердца к сердцу».

В качестве преимущественных характеристик разработки следует отметить:

  • доступность тиражирования изобразительного и звукового материала бесед;
  •  неограниченная возможность пополнения базы данных;
  • большие возможности обмена опытом, предоставляемые современными технологиями;
  • доступность иллюстративного материала в любой области культуры и естествознания;
  • широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории: от коррекционных классов до гимназий и лицеев с углубленным изучением различных предметов, и от младших школьников до родительских собраний;
    • минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал;
    • доступность используемой компьютерной программы Microsoft Office PowerPoint.

Многолетний опыт встреч в самых различных школьных и молодёжных аудиториях, а также участие в педсоветах, родительских собраниях, педагогических конференциях, с использованием мультимедийного иллюстративного материала, позволяет сделать вывод о востребованности участниками образовательного процесса данной разработки не только на занятиях по духовно-нравственному просвещению, но и на других предметах школьного гуманитарного цикла. Участники образовательного процесса отмечают также  высокую эффективность проведения нравственно-воспитательных бесед при подобном использовании информационных компьютерных технологий.

Разработка представлена в виде ряда готовых презентаций (слайд-сопровождений к беседам), составленных в компьютерной офисной программе Microsoft Office PowerPoint 2003 (.ppt), с покадровыми текстовыми комментариями и методическими пояснениями. Презентации предназначены для использования как на занятиях по учебным дисциплинам, так и во внеклассной и воспитательной работе. Каждая из них, по усмотрению преподавателя, может быть развёрнута в несколько тематических бесед, с дополнениями и детализацией отдельных частей, исходя из целей конкретного урока. Формат .ppt открыт для редактирования и внесения различных изменений, что даёт возможность каждому педагогу, при использовании презентаций на своих уроках, включать в них (или, при необходимости, исключать) фрагменты из базы данных или из собственных источников информации.

База данных (фотофайлы) представлена на диске №2. Прилагаются также и дополнительные материалы для практического применения.

Разработка может быть использована другими педагогами в существующем виде или взята в качестве основы для составления собственных презентаций.

 

DVD-диск №1

 

1. Беседы с детьми и молодёжью:

 

1.1. Презентации (слайд-сопровождения к беседам) в формате Microsoft Office PowerPoint 2003 .ppt к беседам на следующие темы:

1) «О религиях мира: выбор веры»;

2) «”Боги” мира: кто они?»;

3) «Сотворение мира или необычный урок рисования»;

4) «Всемирный потоп или кое-что из истории хамства»;

5) «Рассказ о Рождестве или урок материнской любви»;

6) «Иерусалим – город мира»;

7) «Рассказ о Святой Руси»;

8) «Библия в России»;

9) «Размышления о храмах: образ и душа»;

10) «Рассказ о Святой Троице и о солнечном свете»;

11) «Троице-Сергиева лавра и победы русского оружия»;

12) «Куликовская битва и преподобный Сергий Радонежский»;

13) «Десять заповедей»;

14) «О Посте и Пасхе»;

15) «Наши праздники: рассказы о победах и победителях»;

16) «Моя семья: рисуем и размышляем»;

17) «Хвала преподобному Сергию»;

18) «Моя святая мама».

1.2. Текстовые покадровые комментарии, описывающие примерные направления бесед. К беседам №№  2, 3, 5, 6. 7, 9, 10, 11, 13, 15, 17 комментарии даются в виде подробных конспектов педагогического сопровождения, к беседам №№ 1, 4, 8, 12, 14, 16, 18 – в виде тезисов. В данной папке тексты даются в формате .pdf. Для удобства пользования в практике, эти тексты находятся также в папках с презентациями (в формате .word), соответственно темам бесед.

 

2. Дополнительные материалы

 

2.1. Слайдфильмы (презентации со встроенным дикторским аудиосопровождением) в формате PowerPoint 2003 .pps. В создании этих слайдфильмов принимали участие дети воскресной школы (тексты и озвучивание).

2.2. Слайдфильмы в формате видеофильмов (.mpg). Материалы, представленные в пунктах. 2.1. и 2.2. не требуют синхронизированного педагогического сопровождения, так как все комментарии к слайдам обеспечены встроенным программным речевым и звуковым сопровождением. Эти презентации  можно использовать в качестве дополнения к беседам или как иллюстрации к отдельным тезисам (методические рекомендации прилагаются).

2.3. Слайдфильмы в формате PowerPoint 2003 .pps, являющиеся видеосопровождениями докладов и выступлений на круглых столах и образовательных конференциях, которые могут быть использованы при беседах во взрослой аудитории. Здесь же находятся тексты докладов и сообщений, а также технические рекомендации к просмотру презентаций.

 

Примечания и технические рекомендации

 

1. Для практической работы необходимо переписать оптические диски на компьютер и запускать презентации с жёсткого диска, используя представленные DVD-диски лишь в качестве временного носителя информации.

2. В целях унификации методического подхода к показу представленных презентаций, функция «Смена слайдов» настроена на ручную смену слайдов «по щелчку», тогда как вариант, употребляемый за конкретными беседами, может иметь комбинированную настройку: как «автоматически», так и «по щелчку». Перенастройка смены слайдов может производиться по усмотрению каждого учителя, проводящего беседы, поскольку некоторые кадры (заранее запланированные педагогом) могут быть остановлены им на такое время, которое необходимо для педагогически полезного диалога с классом.

3. Некоторая замедленность движения внутри отдельных кадров объясняется тем, что презентации являются не фильмами для просмотра, а иллюстрациями, своего рода изобразительным фоном к беседам, во время которых происходит педагогический диалог с аудиторией, требующий определённого времени.

5. В целях обеспечения бесперебойной демонстрации всех эффектов, применяемых в презентациях, в главном окне программы PowerPoint перед просмотром требуется настройка: «ПОКАЗ СЛАЙДОВ» - «НАСТРОЙКА ПРЕЗЕНТАЦИИ» - «ИСПОЛЬЗОВАТЬ АППАРАТНОЕ УСКОРЕНИЕ ОБРАБОТКИ ИЗОБРАЖЕНИЯ» - «ОК» - «СОХРАНИТЬ».

6. Некоторые презентации требуют сначала установки прилагаемого шрифта PochIEUcs.ttf, что оговаривается в прикреплённом текстовом документе в формате .txt.

 

 

 

DVD-диск №2

 

Этот диск представляет собой набор иллюстраций около 6000 фотофайлов (первичных элементов), из которых возможно составление новых мультимедийных разработок в дополнение к презентациям, размещённым на диске №1.

Иллюстрации представляют собой базу данных: слайды в форматах .jpg, .tif, .bmp, подобранные по соответствующей тематике и систематизированные по различным областям культуры: библейские сюжеты, быт русского народа, русская история, иконы, природа и другие.

 

Общая характеристика

иллюстративного материала

I

В изобразительных рядах представлены три группы материалов, отражающие три уровня («телесный», «душевный» и «духовный») освещения и восприятия картины мира:

  • фотографии мест библейской истории, храмов и монастырей, а также пейзажей, растительного и животного мира;
  • репродукции произведений мировой художественной культуры – репродукции  картин и фотографии скульптур;
  • иконографические образы.

Такой трехуровневый подход к отображению Священной истории позволяет избежать ее мифологизации, так как показывает не только предметную реальность на уровне артефакта или фотоснимка, не только отраженную реальность в сознании художника и представленную им в своем произведении, но и духовную сущность происшедших событий.

Размещение иллюстраций именно в такой последовательности позволяет подниматься по ступенькам духовного возрастания и личного духовного опыта, постепенно открывая для себя всю полноту православного мировосприятия и всю глубину мироощущения православного христианина.

 

 

 

 

 

 

II

Особые указания по использованию в качестве иллюстраций произведений западной живописи

 

Цикл бесед направлен, прежде всего, на раскрытие духовных основ отечественной культуры, поэтому использование в них образцов западного искусства (мозаики, фресок и живописных полотен) носит вспомогательный характер.

В этой связи:

  • западная живопись в видимой форме показывает отличия католицизма и протестантизма от православия, поэтому в данном издании эти образцы используются при сравнении типов мировосприятия, с целью формирования собственного мировоззренческого выбора;
  • русская иконопись нового и новейшего времени в некоторой мере (через апостасию сознания авторов произведений) оказалась под влиянием западного искусства, поэтому ее использование в педагогической практике ограничено. В этой связи она представлена небольшим количеством образцов (также, в основном, для сравнения);
  • в русской живописи, и тем более в иконописи, отсутствуют иллюстрации многих сюжетов Священной истории, поэтому для полноты общей картины иногда необходимо привлечение образцов западной живописи, однако, при их отборе необходимо учитывать различия мировосприятия в православной и католической культуре, которые могут быть отражены в соответствующих комментариях педагога.

Особо следует остановиться на использовании репродукций с гравюр немецкого художника Юлиуса Шнорра  Карольсфельда (1796-1872) и французского иллюстратора Гюстава Доре (1832-1883). На дисках представлены отдельные произведения этих авторов без указания дат их создания.

Юлиус Шнорр и Гюстав Доре по праву считаются выдающимися представителями европейского искусства второй половины ХIХ в., произведения которых многократно воспроизводились в России, как в дореволюционный, так и в современный период времени (в народных, учебных и детских изданиях), а по зарисовкам Юлиуса Шнорра часто расписывали русские храмы. Многочисленные гравюры на темы Священной истории изображают события как бы вне времени и пространства: все персонажи одеты в условные «античные» драпировки, а типы лиц однообразны (образ Саваофа почти не отличается от патриархов, фараона или Моисея). Сюжеты Ветхого Завета отражают масштабность и космичность, вселенский характер событий, что подчеркивается фоном, создающим определенную атмосферу восприятия. Это вздыбленные скалы, бескрайние долины, бездонные ущелья, чудовищные деревья, несметные человеческие потоки, яркие вспышки света, прорезающие ночную мглу, подавляющая своими масштабами архитектура древних храмов и дворцов. Новозаветные сюжеты более академичны, но не лишены авторского воображения.

В целом такой подход к изображению Священной истории характерен для гуманистического, в значительной степени протестантского, творчества, но не может служить достоверной иллюстрацией православного миропонимания с его духовной устремленностью к преображению человека изнутри путем личного духовного опыта. Через аскетизм русского церковного искусства видится небесная правда и красота, так как в его основе лежат путь и средство к такому преображению мира и человека, «смиренное сознание людской греховности и в то же время светлое ожидание милости Божией» (протопресвитер Василий Зеньковский). Западная культура, оставаясь христианской, не может раскрыть всю глубину христианского сознания, так как нарушает основополагающий принцип взаимоотношений Бога и человека, «обожествляя» последнего без его внутреннего возрастания и преображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Иллюстративные материалы на DVD диске №2

размещены в трех папках.

 

Папка 1

 

Иллюстрации, дополняющие отдельные беседы, размещенные на DVD-диска № 1. Они не употреблялись автором для составления представленных презентаций, но, в зависимости от педагогических задач, могут быть включены учителем в работу с детьми.

Папка 2

 

Различные иллюстрации и фотографии для составления новых бесед с мультимедийным сопровождением. Они сгруппированы по папкам в соответствии со своим содержанием.

Папка 3

 

Иконографические образы: иконы, фрески, мозаики.

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Существующие на данный момент мультимедийные издания обычно представляют собой готовые «запакованные» файлы мультимедиа-последований, которые не предназначены для изменений, но дают возможность пользоваться собою только в заданном варианте, что несколько ограничивает творческие возможности пользователя-учителя. Новизна же настоящего издания заключается, помимо всего прочего, и в том, что материал в нём дан в открытом формате, которым можно пользоваться как в виде «один к одному», так и виде разнообразных интерпретаций, т.е., предложены как готовые работы-беседы, так и «детали для конструирования» множества подобных.

Для предварительного ознакомления с общим планом разработки рекомендуется просмотреть «Методический фильм», расположенный на DVD-диске №1 в папке 01 «Слово к читателю».